Remember me Lost Password? Register
Advertisement
Financial review of the day
<< July ’25  
Mo Tu We Th Fr Sa Su
 
 5
 6
12
13
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   
Banks press releases
Next
"На БЗВП было хуже". Объясняем, как изменилась подготовка мобилизованных и что это дало
Размер текста:
Вторник, 17 Июнь 2025
"Моя группа подъезжает к учебному центру. Выхожу из автобуса – и тут же слышу взрыв. Крик: "Выходим! Быстро! Обстрел! Лечь!" Падаю. Понимаю, что вокруг все взрывается, дым, что-то горит, стреляют автоматы. Я ползу. По дороге теряю какие-то вещи, но ползу, потому что это – уже война. Теперь больше надо думать о своей жизни, а не об электронной курилке, которая выпала из кармана. Куда, почему – никто не говорит".
Так в одном из учебных центров Сухопутных войск начинается нулевой день, рассказывает LIGA.net инструктор по базовой военной подготовке Евгений.
В начале 2025 года ВСУ обновили программу базовой общевойсковой подготовки (укр. БЗВП). Ее увеличили до 45 дней, структурировали, ввели понятие нулевого дня, добавили стресс-тесты, виртуальную и дополненную реальность. Несколькими месяцами ранее программу обновили и в Нацгвардии – там срок подготовки был увеличен до 54 дней.
Есть только один ключевой показатель улучшения эффективности подготовки: потери Сил обороны сократились, говорит LIGA.net собеседник в Генштабе.
Чтобы понять, как изменилась программа БЗВП, LIGA.net опросила инструкторов из пяти учебных центров в различных структурах Сил обороны.
Из этого текста вы узнаете:
за что курсанты ненавидят инструкторов и почему инструкторам это нравится;
на что обращают внимание при подготовке мобилизованных;
в чем разница между добровольцами и "бусифицированными" на БЗВП;
как подготовиться к БЗВП, чтобы безболезненно прожить эти 45 дней обучения.
"Нас все ненавидят". Как проходит нулевой день
Нулевой день – это нововведение в обновленной программе БЗВП. Его задача – очень быстро переключить гражданских на боевой режим военной жизни.
Когда он начнется и как будет выглядеть, зависит от креативности инструкторов каждого отдельного центра. Где-то – как в учебном центре Сухопутных войск, который представляет Евгений, это происходит с порога. Где-то – в первую ночь, когда курсантов поднимают по боевой тревоге. Где-то – только после того, как новому курсу выдали вещевое имущество.
Но в любом случае это – стресс-тест.
На курсантов оказывают давление психологически, подвергают физическим нагрузкам, применяют много средств имитации – учебные и страйкбольные гранаты, дым, холостые патроны. Исключительно с соблюдением всех правил безопасности и под наблюдением врачей.
Спектр эмоций во время этих испытаний у курсантов очень широкий.
Люди с низким психологическим порогом – те, кто может пойти в СЗЧ, говорит LIGA.net командир учебного взвода одного из центров. В восторге чаще всего те, кто обнаружил, что может больше, чем ожидал: "В повседневной жизни мы все себя жалеем и не выкладываемся на 100%. Стрессовые ситуации показывают, что мы действительно можем".
У многих появляется интерес, добавляет Евгений: "Человек понимает, что может развиваться, и ему становится интересно, где его возможности заканчиваются. Некоторых это не мотивирует, потому что он думает вообще не об армии, не о войне, и ему, что бы ты ни делал, – не интересно. Но есть такая штука, как коллектив. Поэтому со временем они все становятся одним рабочим механизмом".
В нулевой день ползут и бегут все, продолжает Евгений. Все в процессе – ненавидят инструкторов. И это лучшее, что может быть в работе инструктора, подхватывает Максим Чех, инструктор четвертой бригады оперативного назначения "Рубеж".
Личный состав должен ненавидеть и проклинать инструктора, говорит Чех LIGA.net:
Я должен стать ночным кошмаром. Чтобы каждый раз, когда захожу к ним в палатку, все тряслись от страха. Чтобы когда я говорю, что есть хорошая и плохая новость, они понимали, что для них обе новости плохие. Моя работа – заставить их ненавидеть меня, тренировать, когда они не хотят, и выводить из зоны комфорта.
Задача инструктора на БЗВП – создать для курса максимально тяжелые условия и заставить привыкнуть к ним. Чем больше курсанты получат такую контролируемую психологическую нагрузку в первые 45 дней, тем лучше будут подготовлены к стрессам зоны боевых действий, в которых они не растеряются.
"Чем труднее тебе будет здесь – на полигонах, в учебных центрах, – тем легче в зоне боевых действий. Как бы ни было тяжело – продолжай, – подчеркивает Чех. – Чтобы в дальнейшем, в какой бы заднице не оказался, ты понимал: на БЗВП было хуже".
Это психологическое давление, которое длится несколько дней или в течение всего БЗВП, в зависимости от людей на курсе, – заставляет военных больше адаптироваться к условиям войны. При этом, уверяют инструкторы, все, что требуют от курсантов, они готовы выполнить сами.
Долго, интерактивно, структурированно. Ключевые изменения
Увеличение курса БЗВП с 30 до 45 дней добавило времени, чтобы сконцентрироваться на отдельных дисциплинах, говорит Евгений. Программа стала более структурированной.
"Мы больше не должны бежать галопом и хватать одно, другое, третье, – говорит он. – Можем выделить достаточное количество времени на каждую дисциплину и проверить, насколько каждый понял услышанное, а если не понял – объяснить. Это более глубокий и качественный подход".
Теперь у рекрутов больше времени на стрелковую подготовку. Это – традиционно – наиболее интересная для курсантов часть. Количество настрелов, по заверениям в учебных центрах, увеличилось по меньшей мере на 30%. Их отрабатывают и днем, и ночью. Углубились обучения работе малых тактических групп.
В Нацгвардии количество патронов, которые сейчас отстреливает новобранец во время БЗВП, увеличилось на 50%, добавляют LIGA.net в пресс-службе НГУ.
Увеличилось количество времени на занятия по тактической догоспитальной помощи. Медицина – традиционно – менее интересная для курсантов часть. Хотя, по сути, это одно из самых главных знаний – как сохранить жизнь себе и своему побратиму.
Поэтому перед практикой тактической медицины курсантов готовят психологически, говорит Евгений. Речь идет и о примерах боевого опыта самих инструкторов, и об учебных фильмах с дополненной реальностью, где показывают, с какими ранениями можно столкнуться уже в первом бою – критические артериальные кровотечения, потери конечностей.
"Если я вижу, что человек откровенно забивает болт, спрашиваю: "Как тебе будет спаться, обнимая любимую, с осознанием, что ты не смог спасти побратима? Не смог – только потому, что откровенно упустил, не выучил, не довел до автоматизма", – добавляет Чех.
Много внимания уделяют антидроновой работе и РЭБ. "Учим, как действовать при атаке FPV – с применением настоящих FPV, – перечисляет Евгений. – Учим сбивать FPV-дроны из дробовиков и автоматов. В первом варианте вылетают тарелки, по которым надо попасть. Во втором – стреляем из автоматов по гонгам, двигающимся горизонтально на высоте".
Когда речь идет о тактической подготовке, увеличение времени на базовую подготовку позволило к концу обучения давать курсантам самостоятельные задачи, добавляет Чех.
Классная дополнительная база. VR и дополненная реальность
Добавились VR-технологии, позволяющие безопасно отрабатывать боевые сценарии, моделировать различные ситуации и тренироваться без травм.
Еще до начала занятий курсантов знакомят с первым боем в виртуальной реальности. Фильм переносит в окоп и максимально точно воспроизводит атмосферу боя, со всеми возможными последствиями – от ранения до гибели побратимов.
В этом видео – живые люди, не сгенерированная картинка, – рассказывает Евгений. – Понять, действительно ли человек, которого видишь, пострадал и ему оторвало ногу, или это графика, – невозможно. Попадаешь в виртуальную реальность, реально реальную.
Курсантам такой формат резонирует. Новобранцы начинают осознавать, что через полтора месяца могут оказаться на линии боевого столкновения в похожей ситуации.
"Сказать, что после фильма они сразу стали усиленно заниматься – нет, такого нет, – признает Евгений. – Но это дает фундамент. Далее мы складываем пазл подготовки, идем от легкого к более сложному. Чтобы в конце человек имел набор базовых навыков".
Генштаб говорит, что VR-очки и современные учебные материалы есть во всех учебных центрах ВСУ. Однако на практике это еще не так. Но это не критическая проблема: виртуальная реальность – классная дополнительная база, но она не заменит практику, считает Евгений.
Тем более что дополнение реальности элементами боевых действий в учебных центрах происходит очень непринужденно, потому что параллельно с БЗВП там проходит подготовка специалистов. Эффект присутствия тяжелой техники, гранатометов, пулеметов и т.п. – постоянный.
"Уже знаешь, как дрожит земля, когда стреляет танк, слышишь эхо гранатометов, – объясняет Евгений. – Первые три дня это работает как дополнительный стрессовый фактор. Потом привыкаешь: понимаешь, что это не по тебе, и перестаешь обращать внимание".
Добавились симуляционные занятия, в частности – по медицине. В них используют имитаторы настоящей крови, специальные манекены, отрабатываются навыки на инструкторах или курсантах. Чтобы человек понимал, как оказывать помощь на практике.
"Подвальное помещение, где работают стробоскопы. Возможно – идет дым. Повсюду – крики из колонок: женские, детские, скачанные из фильмов ужасов, – объясняет Чех. – Могут быть звуки прилетов, возможно – автоматная очередь. Ключевое – звук настолько громкий, чтобы человек не слышал своих мыслей и работал на автомате, не вспоминая, не думая, а отрабатывая навыки".
В таких условиях нужно найти раненого и в ограниченное время оказать ему помощь. В целом этот формат работы позволяет инструкторам увидеть, насколько человек усвоил материал и не растеряется ли в тяжелых стрессовых ситуациях.
В отдельных частях используется SKIF – тактические симуляторы на основе лазерных технологий.
Сон и оружие. Самые распространенные проблемы курсантов
Труднее всего для большинства курсантов адаптироваться к четкому распорядку дня и дефициту сна. Плюс – на многих влияет отсутствие привычного бытового комфорта.
Трудно курсантам, наверное, всегда первую неделю-полторы. За это время многие пытаются объяснить, почему ни БЗВП, ни армия им не нужны.
После этого наступает неделя протеста и торга, говорит Чех: "Говорят: я не буду, я не хочу, я сейчас позвоню, за меня порешают, меня достанут".
Только после этого следует принятие, что выбора нет никакого и работу нужно выполнять, – продолжает инструктор бригады "Рубеж". – Тогда начинают наверстывать те две недели, когда они шли в отказ.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются все инструкторы, – отсутствие привычки к оружию. Поэтому курсанты постоянно его теряют. На уточняющий вопрос, есть ли на автоматах ремни, Евгений отвечает: "Есть, они их вместе с ремнями теряют".
Если люди засыпают на боевом дежурстве, оружие могут забрать сами инструкторы, добавляет Чех: "Однажды мы так два дня ждали, пока он про автомат вспомнил. Ну и, соответственно, учили, что оружие оставлять нельзя".
"Лучшим его другом стало 20-килограммовое бревно, с которым он жил, – вместо автомата. Он с ним ходил, спал, ел, – рассказывает Чех. – Представьте: маленькая палатка. Во время обеда все расступаются, и в нее заходит огромное бревно. Где-то секунд через десять за ним появляется боец. Он пробует на это бревно как-то примостить свой супчик и второе блюдо, потому что за один стол со всеми с бревном сесть он не может. Ест. И так же с бревном выходит. Бревно ни в коем случае не должно было упасть на землю. Как это – оружие на земле? При этом – почему он ходит с бревном, мы ему не объясняем".
К концу курса эти проблемы исчезают, говорят инструкторы. Большинство курсантов меняются: кто – благодаря собственной мотивации, кто – под давлением коллектива.
За время БЗВП по крайней мере базу человек точно получит, – констатирует Евгений. – Как минимум – сможет стрелять из автомата и будет знать, как с ним обращаться, как наложить турникет, бросить гранату, понять, откуда летят пули и какие снаряды стреляют. Все дальнейшие навыки – это уже слаживание в бригадах".
Собственно, это одна из причин, почему еще не мобилизованным инструкторы советуют заранее (до того, как окажутся в ТЦК) искать часть, к командиру которой есть доверие.
Не под запись часть опрошенных инструкторов отмечают: в их учебных центрах стараются не отдавать курсантов после БЗВП в подразделения с плохой репутацией.
Не как в кино. Почему ситуация все еще далека от идеальной
Ситуация с базовой общевойсковой подготовкой в Украине действительно улучшилась, говорит LIGA.net глава благотворительного фонда "Вернись живым" Тарас Чмут. Проблему признали и начали работать на ее решение, есть много положительных изменений.
Увеличение продолжительности подготовки – это важно, но недостаточно. Ключевые проблемы остаются до сих пор – быт и условия, в которых находится мобилизованный, качество инструкторов и материальная база учебных центров.
С инструкторами действительно проблема, согласны два собеседника LIGA.net в Генштабе. Не все, кто имеет боевой опыт, могут качественно его передать. Не все готовы идти работать инструкторами – и из-за более низких зарплат, и из-за высокой бюрократизации, и из-за того, что это не считается престижной работой.
Как следствие – инструкторы перегружены, и те, кто действительно может научить людей выживать на поле боя, просто физически не в состоянии охватить всех курсантов.
В командовании уверяют, что усиливают работу по наращиванию инструкторского состава. Но сколько времени уйдет на то, чтобы появились первые результаты, – неизвестно.
Еще одна большая проблема – мотивация мобилизованных, говорят инструкторы. Добровольцев – которые по собственному желанию готовы присоединиться к армии – на этом этапе уже мало. Тех, кто получил повестку и добросовестно пошел служить – больше. Вместе эти две категории составляют около 50% от каждого курса.
А вот у "бусифицированных" моральное состояние – ниже нуля.
Его перед тем, как привезти, еще где-то подержали. Он почитал, что здесь ему ничего не дадут, ничему не научат и сразу погонят на штурм. Он верит, что армия – это дорога в один конец, – говорит Евгений. – Уже когда мы начинаем с ними общаться, они понимают, что мы работаем не для галочки. Мы их не похищали. Наша задача – помочь им выжить".
На самом деле армия кажется страшной, пока туда не попадешь, соглашается Чех. "Ласковую" адаптацию к войне и войску система подготовки просто не вытянет, учитывая количество людей, с которыми надо работать, убежден он: "Поэтому мы должны принудительно адаптировать человека, даже если ему это не нравится".
В одном из учебных центров LIGA.net не под запись отметили, что с изменением программы у них ощутимо сократилось количество бегущих в СЗЧ новобранцев. По их мнению, курсанты настолько устают, что банально не в силах спланировать побег. Хотя в других учебных центрах прямого влияния здесь не заметили.
Впрочем, по словам собеседника LIGA.net в командовании Генштаба, количество СЗЧ в учебных центрах действительно уменьшилось. Хотя по-прежнему основная часть беглецов приходилась не на учебные центры, а непосредственно на подразделения.
Все инструкторы отмечают: с мотивацией курсантов работают постоянно и это тяжелая работа. Но она дает результаты. Большинство курсантов меняются в течение курса подготовки. И у каждого из инструкторов есть не одна история о тех, кто во время учений грозился уйти в СЗЧ, а затем очень хорошо проявил себя на поле боя.
Как подготовиться к БЗВП. 10 практических советов
Чтобы курс БЗВП прошел для курсанта с максимальной пользой, инструкторы советуют:
Для начала – принять, что впереди 45 дней тяжелого обучения, из которого следует извлечь максимум пользы. Разложить в своей голове по полочкам, что будет дальше.
"Должен понимать, что будет тяжело, – говорит Чех. – Ты будешь страдать и забудешь, что такое нормальный сон. Но помни, что это все – временно. Ты пройдешь этот БЗВП со всеми его кругами ада и поймешь, насколько поднялся над тем человеком, который стоял перед дверью ТЦК".
Если есть возможность – нужно пролечить зубы. В идеале – удалить зубы мудрости. Практика показывает, что он начнет болезненно расти в самый неподходящий момент.
Упорядочить текущие финансовые и банковские вопросы.
Подумать, кто присмотрит за пожилыми родителями и при необходимости поддержит семью. И заранее с ними договориться о помощи в экстренных случаях.
Упорядочить бытовые вопросы. 90% проблем, возникающих у курсантов, – это банки и финансы, родители, дети и разного рода юридические вопросы. "Часто мы решали их непосредственно по ходу дела. Но они не решаются быстро", – говорит Чех.
Обратить внимание на физическую подготовку. Если есть возможность – делать зарядку и прокачать спину, советует Евгений. Проконсультироваться с врачом, как поддержать кости и суставы: "Если ты никогда не занимался спортом, имеешь собственный лишний вес, а сверху наденешь еще плюс 15 килограммов – броник, рюкзак, саперная лопата, автомат, – колени и спина очень быстро дадут о себе знать".
Иметь при себе определенный запас наличных денег.
Собрать собственную аптечку – безрецептурные обезболивающие и жаропонижающие, препараты от расстройств желудка. Если постоянно принимаете какие-то лекарства – их нужно брать с запасом хотя бы на две-три недели. Если это рецептурные препараты – также желательно иметь назначение врача и рецепт.
Взять базовый запас личных вещей – белье, носки, хозяйственное мыло. Но при сборе помнить, что долгое время их придется нести на себе и после определенного количества километров все это просто захочется выбросить посреди леса.
И, наконец, не ужасаться заблаговременно."Многие думают, что учебный центр – это злая дичь, – говорит Евгений. – На самом деле у нас по-своему весело. Здесь нет извергов. Да, есть какие-то неприятные моменты. Да, телефоны ограничивают – это вопрос безопасности. Тем не менее мы даем возможность связаться там с родными, чтобы они понимали, что с человеком все хорошо".
Отставка Драпатого и назначения Мадяра: анализ кадровых перестановок в ВСУ
Источник: ЛИГАБизнесИнформ


< Prev   Next >


E-Mail: info@udinform.com  Phone: +38(044) 501-07-44, 230-04-44
Any copying and distribution of information from this site is not permitted without written consent provided.
Automatic data extraction and parsing of any information are strictly prohibited.
  • Русский
  • English